Научно-исследовательская работа студентов (сокращённо — НИРС) рассматривается как важнейшая часть системы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к поиску наилучших вариантов решения социально-экономических, психологических, коммуникационных, социокультурных и др. проблем.
Основными формами НИРС в институте являются:
подготовка рефератов с обзором новых научных результатов;
выполнение курсовых и дипломных работ на актуальные научные темы по соответствующим научным направлениям деятельности института;
разработка творческих проектов и исполнение авторских произведений в сфере дизайна и прикладного искусства;
участие в ежегодных научных конференциях студентов и аспирантов института, творческих конкурсах в университете;
участие в городских, региональных и федеральных - научных конференциях, творческих конкурсах;
участие в конкурсах НИРС, которые проводятся в институте, других вузах, регионах и на федеральном уровне;
выполнение НИР и творческих проектов по грантам различных организаций, регионов, научных фондов;
участие в выполнении хоздоговорных НИР.
НИРС нацелена на выявление наиболее способных и мыслящих студентов, развитие их творческой активности, повышение для них престижа научно-исследовательской деятельности, формирование мотивации к инновационной деятельности.
Руководство института уделяет также особое внимание представлению студентов к получению грантов и их участию в вузовских, межрегиональных и международных научных мероприятиях (творческих конкурсах).
Научные результаты, полученные студентами института, публикуются в сборниках тезисов докладов и научных статей, издаваемых университетом и другими организациями. Наиболее важные из них приводятся в монографиях и учебниках, подготовленных профессорско-преподавательским составом института, экспонируются на соответствующих выставках.
Большинство преподавателей, работающих в институте, используют свой научный и педагогический потенциал, чтобы научить студентов мыслить и действовать не шаблонно, выработать у них умение ставить и творчески решать исследовательские и творческие задачи, помочь желающим определить свои научные интересы.
Предоставление студентам широкой возможности общаться с учёными и художниками, моральное и материальное поощрение наиболее способных студентов являются факторами, стимулирующими различные формы студенческого научного и художественного творчества.
Проблемы и перспективы интеграции евразийского пространства (Искаков И.Ж.)